Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) являются важнейшей составляющей питания, необходимой для поддержания соматического и репродуктивного здоровья [2]. Омега-3 ПНЖК относятся к эссенциальным (незаменимым) жирным кислотам, которые не синтезируются в организме человека. Наиболее важными омега-3-ПНЖК являются альфа-линоленовая кислота (АЛК), эйкозапентаеновая кислота (ЭПК) и докозагексаеновая кислота (ДГК). [9].
К основным пищевым источникам омега-3 относятся: рыба (лосось, форель, семга, сельдь, скумбрия, треска), морепродукты, орехи, растительные масла (кукурузное, оливковое), овощи (шпинат, авокадо, брокколи, цветная капуста). В продуктах животного происхождения омега-3 превалирует ЭПК и ДГК, а растительных - АЛК [9].
Омега-3 ПНЖК обладает широким спектром молекулярно-физиологических эффектов, включающих противовоспалительный, антиаритмический, антиагрегантный, антиоксидантный, гиполипидемический. [2,3,16,23]. Омега-3 ПНЖК являются структурными компонентами клеток иммунной, нервной и сердечно-сосудистой системы, сетчатки глаза, обеспечивая их оптимальное функционирование, оказывают значительное влияние на формирование головного мозга и умственное развитие детей [3,12,23].
Учитывая разнообразие эффектов омега-3 и ее важность в обеспечении нормального протекания процессов метаболизма, исследованию влияния омега-3 ПНЖК на организма человека посвящено не одно исследование, некоторые из которых иногда носят противоречивый характер.
Так, согласно рекомендациям ВОЗ, беременным и кормящим женщинам необходим ежедневный прием как минимум 300 мг ДГК. [12,3]. Некоторые исследования рекомендуют и большие дозы [3]. Применяют омега-3 и у детей при различных нозологиях [3,23]
Есть работы демонстрирующие положительное влияние приема омега-3 ПНЖК на некоторые аспекты метаболизма у пациентов с СПКЯ, например, показатели липидного и углеводного обменов, андрогенный профиль [5,6,7,8]. Однако, в 2016г мета-анализ не показал значимого влияния омега-3 на андрогенный профиль у пациенток с СПКЯ [9].
В клинических исследованиях отмечено положительное влияние препаратов омега-3 на параметры сперматогенеза у мужчин [10,11].
По данным мета-анализа от 2009г кардиологических исследований (1966-2007), которые сравнивали диетическое или дополнительное потребление омега-3 жирных кислот с контрольной диетой или плацебо у пациентов с ИБС, прием стандартизированных омега-3 ПНЖК снижал относительный риск сердечно-сосудистой патологии, но имел побочные эффекты в виде стенокардии [4].
Мет-анализ 13 исследований, проведенный в 2019г, также показал положительное влияние омега-3 ПНЖК на сердечно-сосудистую систему [18]. Выявлено, что добавки омега-3 снижали риск инфаркта миокарда, ишемической болезни сердца (ИБС) и в целом сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), как и смертность по причине ИБС и ССЗ, а снижение риска, по-видимому, линейно связано с дозой омега-3 [18].
В том же 2019г FDA (американское Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами) согласилось, что назначение препарат Vascepa «Васцепа», содержащего высокую дозу омега-3 ПНЖК, может снижать риск развития ССЗ [19], опираясь на исследование данного препарата у пациентов принимавших статины и этиловые эфиры ЭПК в дозе 4 г/сут в течение 4,9 лет, показавшим большее снижение инфаркта миокарда, инсульта и сердечно-сосудистой смертности в группе, получавшей омега3 ПНЖК по сравнению с плацебо, но отмечен больший риск нарушения сердечно ритма (фибрилляция или трепетание предсердий) в группе омега-3 [21].
Однако, в 2019г Комитет EMA (European Medicines Agency) по лекарственным средствам для человека подтвердило не эффективность применения этиловый эфир ЭПК и ДГК в дозе 1 г в день для снижения риска ССЗ, но продлило разрешение на применение омега-3 ПНЖК для коррекции уровня триглицеридов [22]. Таким образом, прием дополнительный прием ЭПК в дозе 4 г/сут рекомендован пациентам с высоким и очень высоким сердечно-сосудистыми рисками и уровнем триглицеридов (1,5–5,6 ммоль/л), несмотря на использование статинов [1].
На сегодняшний момент в профилактике ССЗ научные рекомендации делают акцент на здоровое питание [20].
Например, регулярное (не менее 3 р/мес.) потребление видов рыбы, высоко богатых омега-3 ПНЖК (макрель или скумбрия, сардины, сельдь), женщинами соотносится с более низкими уровнями инсулина и глюкозы в крови [2].
К сожалению, в современных условиях рацион питания россиян часто богат простыми углеводами и насыщенными (животными) жирами при низком потребление двух основных форм омега-3 ПНЖК – эйкозапентаеновой кислоты (ЭПК) и докозагексаеновой кислоты (ДГК) [2,15].
Обеспеченность организма омега3 ПНЖК можно оценить с помощью исследования индекса омега-3, нижняя граница референсных значений которого соответствует 8% [15,17].
Таким образом, при наличии гипертриглицеридемии, сохраняемой на фоне приема максимальных доз статинов, и, возможно, при отсутствии возможности подержания адекватного уровня омега-3 с помощью питания, может быть рекомендован прием препаратов на основе высокоочищенных стандартизированных форм омега-3 ПНЖК.
Согласно некоторым наблюдениям, возможно актуальной дозой для взрослого россиянина может являться дополнительный к пище от 2000 мг омега-3 ПНЖК в расчете на сумму ЭПК и ДГК препарата, где концентрация ЭПК + ДГК составляет не менее 50% [14].
В изучение омега-3 необходимо проведение дополнительных клинических исследований и мет-анализов, для установления её места и значения в профилактике и лечение не только сердечно-сосудистых заболеваний.